Вот и подходит к концу, казалось бы, такой долгий Рождественский пост.
Сегодня, в Рождественский Сочельник, в нашем храме собрались многочисленные прихожане на службу Навечерия Рождества Христова. Ведь именно сегодня, то есть утром дня, предшествующего Рождеству Христову, происходит служба, каких бывает только три в году (еще перед Богоявлением — Крещением Господним, и в Великую Пятницу перед Пасхой) — Царские часы. В богослужебных книгах эта служба обозначена как «Часы, певаемые в навечерии Рождества Христова».
Дальше, не отрываясь от Царских часов, было отслужено краткое последование Изобразительных, а после Изобразительных — вечерня, уже прямо относящаяся к празднику. Вечерня перешла в Литургию святителя Василия Великого, которая служится всего десять раз в году — пять по воскресеньям Великого поста, два раза на Страстной седмице (в Великий Четверг и Великую Субботу) и трижды в период от Рождества до Крещения.
Апостольское чтение этого дня (Евр.1:1—10) содержит высокое богословие о Сыне Божием: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил» (Евр.1:1—2).
А затем в Евангельском чтении дня мы слышали наиболее подробный Евангельский рассказ о Рождестве Христовом — из Евангелия от Луки (Лк.2:1–20).
По окончании Литургии на середину храма вынесли большую богослужебную свечу, наконец, был пропет тропарь и кондак самого праздника, а настоятель отец Евгений Щенников обратился к прихожанам с проповедью:
«Мы уже вступаем в сам праздник. Сегодня была уже отслужена вечерня этого праздника Рождества Христова, таким образом, уже праздник вступает в свои права.
Каждый праздник — Господский, Богородичный имеет дни предпразднства и постпразднства. Но сам праздник, как правило, празднуется один день. Например, Пасха празднуется семь дней, то есть всю неделю идёт Пасха, всю неделю открыты Царские врага. А вот праздники Рождества Христова и Богоявления, помимо дней предпразднства и постпразднства празднуются два дня. То есть, собственно говоря, праздник Рождества Христова празднуется в течение двух дней, сегодня 6 января и завтра 7 января, два дня праздника таких полноценных.
Сегодня мы уже в белых облачениях, поём праздничные песнопения. Торжественная часть праздника, само торжество приходится, конечно, на 7 января, уже на сам день Рождества Христова.
Сегодня Сочельник, на него приходится большая смысловая нагрузка. Сегодня совершается довольно длинное богослужение, такое смысловое, очень насыщенное.
Были прочитаны на Царских Часах все ветхозаветные паремии — пророчества, повествующие как бы косвенно о Рождестве Христовом. Также были прочитаны все послания апостольские, повествующие о Рождестве Христовом или как-то косвенно о нём говорящие. И конечно же, были прочитаны все Евангелия, а повествуют нам об Рождестве Христовом два Евангелия: это Евангелие от Матфея и Евангелие от Луки. То есть сегодня мы во всей полноте услышали всё, что есть в Священном Писании о Рождестве — и в Ветхом Завете, и в Новом Завете.
Что хочется особенно подчеркнуть. Лично для меня есть такие ключевые слова, особенно в Евангелии, которое сегодня читалось, когда святой Архангел Гавриил сказал Деве Марии: «и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф.1:21) —самые для меня лично ключевые слова во всём Евангелии и ключевые слова этого праздника. Действительно, мы должны просить Господа, в первую очередь, чтобы Господь нас спас от наших грехов.
Часто люди задаются вопросами: а почему вот это так, а почему в мире вот так? Потому что мы бы хотели видеть совсем другое, какую-то другую картину этого мира, более благополучную жизнь, или ещё что-то. И мы спрашиваем самих себя, даже невольно: а как же так, наступает Рождество, а остаётся столько много в мире бед и страданий, где же Христос, от чего Он нас спасает, если все это остаётся?
Но мы должны в первую очередь ответить сами себе на этот вопрос: что Христос нас приходит спасти от наших грехов. Это написано чёрным по белому в Святом Евангелии. И мы должны просить Господа в первую очередь именно об этом, и воспринимать его как Спасителя. Не просто как Спасителя от болезней, Спасителя от страданий, Спасителя от нищеты, Спасителя от житейских разных неудач, а Спасителя от наших грехов. И если мы в первую очередь именно так примем Спасителя, будем с Его помощью избавляться от наших грехов, то и всё остальное приложится в этом мире и всё остальное станет на свои места.
Я желаю, чтобы в этот праздник мы именно это себе усвоили: что приходит Спаситель, чтобы спасти нас от наших грехов. А грех — это погибель каждого человека, грех — это настоящая беда для каждого человека, вот что такое грех. И чтобы от беды Господь нас спас, нужно чтобы Он прежде всего спас нас от греха, и мы должны это принять и идти именно в этой последовательности: сначала избавляться от греха и потом уже Бога просить, чтобы Господь избавил нас от разных бед и страданий. И если мы нарушим эту последовательность, то наши беды и страдания с нами будут оставаться ещё очень надолго, а может быть, навсегда.
Поздравляю всех с наступающим праздником Рождества Христова».