4 ноября — Празднование Казанской иконы Божьей Матери и день народного единства, что объединяет эти праздники?

За семнадцать лет существования в нашем календаре Дня народного единства (4 ноября) мы слишком к нему привыкли и уже не задумываемся над тем, что праздник открывает нам не только глобальные законы развития общества, но и затрагивает болевые точки каждого из нас.

4 ноября, выходной день, в честь праздника народного единства. Как же здорово в этот день отдохнуть от работы, увидеть родных и друзей, погулять и вырваться с шашлыками на природу, если, конечно, позволит погода. Размах русской души и любовь к отмечанию праздников, присущь нашей культуре. Наши предки любили праздники и отмечали их с размахом, а чего же и нам отставать. Однако, если мы хотим не отставать, может все же не будем забывать нашу историю и традиции, перекраивая их на европейский манер.
Что же праздновали наши предки с большим размахом в этот день, а главное как?

В нашем храме блаженной матроны Московской города Орла этот день был торжественно праздничным. На кануне вечером состоялось всенощное бдение посвященное чествованию иконы Божией Матери «Казанская», а утром 4 ноября Божественная Литургия.

Богослужения возглавил настоятель храма, иерей Евгений Щенников в сослужении всех клириков храма. Сама икона была празднично украшена цветами, хор в полном составе торжественно и молитвенно воспевал Божию Матерь.

В храме присутствовало необычайно большое количество людей, многие из которых Причастились Христовых Тайн. Радость и торжество переполняло сердца. 

Однако, как же день народного единства, гражданский праздник, связан с церковным праздником иконы Божией Матери «Казанская»?

Начнем с распространенного заблуждения: День народного единства праздник новый. Да, но ведь приурочен он ко дню Казанской иконы Божьей Матери, а его наши предки начали отмечать еще с 1613 года. Сначала как сугубо московское торжество в честь спасения в 1612 году Москвы от польской интервенции, но с 1649 года праздник стал всероссийским.

Подчеркну: не церковным, а именно общенародным — видимо, наши предки осознали всю значимость той победы.

И лишь после революции 1917 года традиция отмечать освобождение Москвы от польских интервентов прекратилась.

Именно 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом отвоевали Китай-город, тем самым освободив Москву от польских интервентов, таким образом завершив долгий период Смутного времени в России. 

Сегодня нам трудно даже представить, на краю какой бездны стояла Россия в то страшное Смутное время!

Россия многократно находилась в тяжелой, казалось бы в безвыходной ситуации, но никогда она не оказывалась на грани полного исчезновения государства как в начале 17 века.

Борьба за престол, междоусобицы, голод, эпидемии, каннибализм, восстание, самозванцы, нашествие польских войск, банды разбойников и мародеров. Рушилось не просто государство, земля как опора уходила из-под ног человека. Как жить, когда сосед, соплеменник, брат по вере, по крови может предать, забрать последнее, убить, изнасиловав твою мать, сестру, жену, дочь?

Людьми правит алчность, подлость и животный страх, грозясь стать нормой. Разложение всего того, что и делает человека человеком. «Разврат охватывает все сферы русского общества», — восклицает Николай Карамзин.

С чего все началось…

1605 год, умирает царь Иван Грозный. Борис Годунов, московские воеводы-предатели убивают его сына Федора, потомков у него не было, и династия Рюриковичей пресеклась. Однако все помнили про младшего сына Ивана Грозного, царевича Дмитрия, погибшего при загадочных обстоятельствах еще при жизни Фёдора. В народе стали поговаривать, что, возможно, он жив. Именно с этого момента в России и началось Смутное время, на престол начали претендовать самозванцы Лжедмитрии.

В столицу въезжает Лжедмитрий I. Через год убивают и Лжедмитрия. Царем избирают Василия Шуйского, но смута не стихает. В 1608 году появляется Лжедмитрий II, войска Шуйского разбиты. Начинается прямая интервенция: в 1609 году польские оккупанты осаждают Смоленск, Троице-Сергиев монастырь под Москвой (будущую лавру), затем входят в столицу. В 1610 году свергают и Шуйского. Изменники-бояре избирают на Московское царство польского королевича Владислава.

Начало духовного пробуждения…

И тут свой голос возвышает Церковь.

Спасение общего, целого — государства — начинается с возрождения личности, с обновления человека, с пробуждения и воскрешения в нем духовных основ.

Особая роль здесь у патриарха Гермогена — «пастыря и утешителя земли русской», как называет его летописец, «человека с твердым характером, готового страдать за свои убеждения, за правду и неприкосновенность вверенного ему дела» (Сергей Соловьев). Даже посаженный поляками в заточение, патриарх Гермоген стал основным «двигателем восстания, … по мановению которого во имя веры вставала и собиралась земля».

«Посмотрите, как Отечество расхищается и разоряется чужими; какому поруганию предаются святые иконы и церкви, как проливается кровь неповинных, вопиющая к Богу!.. — взывает в ноябре 1609 года патриарх Гермоген. Взывает из плена! — Пишите в Казань митрополиту Ефрему, пусть пошлет в полки к боярам и казацкому войску учительную грамоту, чтобы они крепко стояли за веру, унимали грабеж, сохраняли братство и, как обещались положить души свои за Дом Пречистой Богородицы, за чудотворцев и за веру, так бы и совершили».

Нижегородцы откликнулись на призыв Первосвятителя. Собранное Кузьмой Мининым ополчение возглавил князь Димитрий Пожарский. Присоединившиеся к нему казанские дружины принесли с собой список с Казанской иконы и передали князю Димитрию с верой, что Пресвятая Богородица возьмёт ополчение под Своё покровительство. Перед Её образом совершались молебны. Наши предки поняли, что все беды обрушились на страну за народные грехи, и стали готовиться к битве постом, молитвой и покаянием. После этого воинство двинулось на штурм оккупированной Москвы.

В ночь на 22 октября (по старому стилю) 1612 года томившемуся в плену архиепископу Арсению Элассонскому явился преподобный Сергий Радонежский и сказал: «Арсений, наши молитвы услышаны; заутро Москва будет в руках осаждающих, и Россия спасена». Это радостное известие разлетелось по войскам, и, подкрепляемые силой Свыше, русские воины в этот же день штурмом взяли Китай-город (прилегающий к Кремлю район Москвы), а через четыре дня польский гарнизон в Кремле капитулировал. Страшный зверь по имени «Смута» был повержен. В 1613 году избрали законного царя – Михаила Романова (1613–1645), сына будущего патриарха Филарета (1619–1633), и Россия стала возрождаться. Поэтому именно в переломный для судьбы страны день 22 октября (по старому стилю) стали совершать особое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. Сначала это был лишь московский праздник, а с 1649 года он справедливо стал всероссийским.

Изгнание поляков из Москвы

А причем здесь икона?

Четыре столетия спустя, нам, атеистам и маловерам, связь между победой и молитвами пусть даже и к знаменитой иконе кажется неочевидной, но вот как происходившее объясняет Сергей Соловьев. «Когда ударили бури Смутного времени, то потрясли они и свеяли много слоев общества, находившихся на поверхности, но когда коснулись оснований общественных, то встретили и людей основных, о силу которых напор этих бурь должен был сокрушиться». Среди таких людей, ставших основой общества, людей несгибаемых и верных, историк называет и насельников Троице-Сергиева монастыря, кстати, устоявшего под натиском поляков, превосходящих нас даже численно. После мученической кончины патриарха Гермогена, «уморенного голодом», в народ, по городам и весям «вместо грамот патриарших шли призывные грамоты от властей прославленного недавно новою славою Троице-Сергиева монастыря, от архимандрита Дионисия и келаря Авраамия Палицына».

И происходит то незримое, что породило в итоге перелом исторический. «По областям промчалось слово» — города начинают переслать друг другу грамоты с призывами «всем народам православным поститься, от пищи да питья воздержаться три дня». Тут стоит обязательно напомнить, что пост в те времена был средством для искреннего покаяния и не мыслился без молитвы. «По своей воле православные христиане постились: три дня — в понедельник, вторник и среду ничего не ели, не пили, в четверг и пятницу сухо ели», — читаем в летописях. «При господстве религиозного чувства выразилась в народе мысль о необходимости очищения всей земли, отделения себя от смутного и оскверненного общественным развратом времени, — объясняет Сергей Соловьев. — Народ путем испытаний сам пришел к мысли о необходимости очищения». Очищения как шанса на обновление — и себя лично, и всей твоей земли!

Причем православные постились, особо подчеркивает летопись, «по своему изволению». То есть понимание того, что нравственное очищение каждого есть необходимое условие для очищения всей Родины, не навязывается кем-то, а именно возникает само. «Народ, не видя никакой внешней помощи, углубился во внутренний, духовный мир свой, чтоб оттуда извлечь средства спасения». Покаяние и молитвенное обновление каждого стало той силой, что воспрепятствовала идущим полным ходом процессам атомизации русского общества. Сплотило индивидуумов в народ.

В словах молитвы, читаемой перед Казанской иконой Божьей Матери, ясно и недвусмысленно обозначена эта связь между личным, между состоянием души человека, его греховностью, и общим — тем, в каком обществе, в какой стране мы живем. Испрашивая у Богородицы общее для всех — «да сохранит мирну страну нашу», молитва связывает это общее благоденствие с частным, с состоянием души каждого: «Избави же и всех, с верою Тебе молящихся, от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, болезней, бед и от внезапныя смерти. Даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление прегрешений».
Это крайне важно! Здесь у Богородицы испрашиваются не блага земные, а «дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление прегрешений». Вот она связь между покаянием — тем, что происходит в нашей душе, с нашей душой — и тем, что происходит в мире вокруг нас.
Прозрения такой глубины открываются людям в годины великих потрясений. И не приведи нам Господь забыть об этом в те дни, когда Смута всего лишь страница из учебника истории. 

Народ, который не знает своей истории, не имеет будущего.

После революции 1917 года традиция отмечать освобождение Москвы от польских интервентов прекратилась.
В сентябре 2004 года Межрелигиозный совет России предложил сделать 4 ноября праздничным днем и отмечать его как День народного единства. Инициативу поддержали в Госдуме, и этот день стал выходным вместо 7 ноября.

Почему праздник получил название День народного единства?

В пояснительной записке к проекту закона о введении нового праздника говорится следующее:
«4 ноября 1612 года войны народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарвского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».

Давайте же не забывать свою историю, изучать и не дать извратить ее врагам земли русской. Русь всегда была великой, и мы гордимся нашими предками. Давайте же чтить нашу историю, наши традиции и помнить, что мы дети великих воинов, которые были крепки не только телом, но и духом. Наши предки были верующими людьми и всегда прибегали во всех обстоятельствах к Богу и Царице Небесной во всех обстоятельствах жизни. А Пресвятая Богородица за такую любовь, всегда покрывала своих верных чад своим омофором от всех бед. Давайте же и мы в наши современные » смутные времена» обратимся к Богородице с верой, надеждой и любовью с молитвенной просьбой о спасении нас, наших семей и нашей великой страны, которую завещали нам наши деды.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Яндекс.Метрика