Ёлки, гирлянды, мандарины, хлопушки и конечно же он — Красная или голубая шуба, белая борода, большой мешок подарков он летит на оленьей упряжке по всем городам и странам одаривая детей подарками.
Этот образ знаком всем людям нашего поколения.
Многие современные американцы и даже русские не знают, что Рождество — это День рождения Иисуса Христа. Если раньше люди были более религиозными, то сегодня многие помнят лишь то, что Рождество — это елка, подарки, Санта и открытки. А спроси их «что празднуем-то?» На этот вопрос вам ответят далеко не все.
А в России в советское время сделали все, чтобы даже и не думали о Рождестве Христовом, заменив всеми любимый праздник на сурогат — «Новый Год», с участием языческого персонажа «Мороза» объединив его с образом Санта Клауса.
Сведения о праздновании Нового года в России появляются с конца XV века.
С 1492 года (с юбилейного 7000 года от Сотворения мира/«от Адама» — согласно Константинопольской эре) каждый новый год в России начинался с 1 сентября по юлианскому календарю.
На соборной площади Московского Кремля, напротив северных дверей Архангельского собора, перед Красным крыльцом устраивался большой помост. Помост покрывался персидскими и турецкими коврами. Устанавливали три аналоя — два для Евангелий и один для иконы Симеона Столпника Летопроводца. Перед аналоями ставили большие свечи, стол с серебряной чашей для освящения воды. Напротив аналоев ставили два места: слева для патриарха, справа для царя.
Патриарх в сопровождении духовенства крестным ходом выходил на действо из западных ворот Успенского собора. Они несли иконы, кресты и хоругви. Когда патриарх выходил на площадь, с Благовещенской паперти выходил царь. Шествия патриарха и царя сопровождалось колокольным звоном на Иване Великом. Звон прекращался после того, как патриарх и царь занимали свои места.
Царь прикладывался к Евангелию и иконам, его благословлял патриарх. Патриарх в специальной речи спрашивал о здоровье у царя. Царь ответную речь заканчивал словами «…дал Бог, жив».
Духовенство и бояре занимали места по чину у мест царя и патриарха. Соборная площадь была заполнена служилыми людьми и гостями.
Начиналась служба. По окончанию богослужения патриарх обращался с длинной «здравственной» речью к царю. Царь отвечал короткой речью и прикладывался к Евангелию и иконам. После этого царя и патриарха поздравляли с новым годом с поклоном. Царь отвечал поклоном головы, а патриарх — благословением.
После окончания действа царь уходил на обедню в Благовещенскую церковь.
При Петре I в России, начиная с 1700 года от Рождества Христова/«от Христа», новый год стали праздновать ежегодно 1 января по тому же самому юлианскому календарю или 14 января по новому стилю.
7208 году декабря в 19 день великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России указал сказать:
Известно ему великому государю стало, не только что во многих европейских христианских странах, но и в народах словенских, которые с восточною православною нашею церковью во всем согласны, как: волохи, молдавы, сербы, долматы, болгары, и самые его великого государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть, января с 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь и считание в тех летах, и ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего января с 1 числа настает новый 1700 год, купно и новый столетний век; и для того доброго и полезного дела указал впредь лета счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего января с 1 числа от Рождества Христова 1700 года.
А в знак того доброго начинания и нового столетнего века, в царствующем граде Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви, и кому случится и в дому своем, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям, и у домов нарочитых духовного и мирского чину, перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых, против образцов, каковы сделаны на Гостине дворе и у нижней аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно, а людям скудным комуждо хотя по древцу или ветви на вороты, или над хороминою своею поставить, и чтоб то поспело ныне будущего генваря к 1 числу сего года, а стоять тому украшению генваря по 7 день того ж 1700 года.
Да генваря ж в 1 день, в знак веселия; друг друга поздравляя новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет, потом по знатным дворам, боярам, и окольничим, и думным и ближним, и знатным людям, полатного, воинского и купецкого чина знаменитым людям, каждому на своем дворе, из небольших пушечек, буде у кого есть, и из нескольких мушкетов, или иного мелкого ружья, учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракетов, сколько у кого случится, и по улицам большим, где пространство есть, генваря с 1 по 7 число, по ночам огни зажигать из дров, или хворосту, или соломы, а где мелкие дворы, собрався пять или шесть дворов, такой огонь класть, или, кто похочет, на столбиках поставить по одной, по две, или по три смоляные и худые бочки, и наполня соломою или хворостом, зажигать, перед бурмистрскою ратушею стрельбе и таким огням и украшению, по их рассмотрению быть же.
С этого и началась традиция урашения хвойными деревьями и ветвями, а так же аналоги современных салютов, герлянд и бенгальских огней.
Кто же такой Санта Клаус и Дед Мороз, которых мы воспринимаем как персонажей Рождественского и Новогоднего дарителя?
Кто же такой Дед Мороз?
Каких-то 150 лет назад никакого Деда Мороза и в помине не было.
Оказывается, впервые знакомый нам бородатый дед с подарками появился в 1910 году. Но этот, с позволения сказать, «выход» закончился фиаско. Косматый дед выходит с огромным мешком за плечами на детском празднике распевая песню «Не ветер бушует над бором». Дети сначала оцепенели, а затем и вовсе расплакались от страха.
В древние времена, когда люди верили, что в лесах и болотах нашей матушки Руси «водились» водяные, русалки и лешие, люди обожествляли ещё один дух — Мороз. Называли его по-разному: Студенец, Карачун, Зимник, Трескунец, Морозко.
Дух мороза считался злым. Морозил людей почём зря, подарков, естественно, не дарил. То овёс поморозит, то путника неудачливого заморозит насмерть. Его боялись и задабривали. Славяне представляли дух мороза, как страшного, сгорбленного старика, который бродит по лесу, вымораживая всё на своём пути.
Традиция украшать ёлку была утрачена после смерти Петра I и возродилась в России лишь в XIX веке и в необычной новой форме. При этом Деда Мороза и Снегурочки ещё не было. Под ель тогда вместе с подарками ставили куклу деда, так объясняя детям, что это он, — кукольный дед принёс ёлку и разложил подарки под ёлкой.
Постепенно образ новогодней ёлки и деда стали чем-то общим и неотделимым друг от друга. И лишь к концу XIX века, эта кукла деда под ёлкой трансформировалась в человеческого персонажа. Но Дедом Морозом он пока не был. Это был просто Ёлкич — дед, приносящий ель из леса на праздник.
И это только в городах.
В деревнях и вовсе отмечали Новый год по-старинке, — с колядованием.
Дед Ёлкич в конце XIX века в России.
И вот однажды, 28 декабря 1935 года некто член президиума ЦИК СССР Павел Постышев предложил организовывать новогодние Ёлки для детей по всему Советскому Союзу. Вот какая статья вышла тогда в газете «Правда»:
«В дореволюционное время буржуазия и чиновники всегда устраивали на Новый год своим детям Ёлку. Дети рабочих с завистью, через окно смотрели на сверкающую разноцветными огнями ёлку и веселящихся вокруг неё детей богатеев. Пора устраивать хорошие Советские Ёлки во всех городах и колхозах».
Конечно, эта тема согласовывалась на самом верху. Так, благодаря Советской власти, мы получили праздник — Новый год.
Именно с этого времени начинает формироваться тот самый, знакомый нам с детства, образ Деда Мороза и его помощников. Удивительно, но Снегурочки рядом с Дедом Морозом ещё не было. Главный вопрос здесь, кто и когда придумал Снегурочку, а главное зачем.
Оказывается, как и ранее, дети порой пугались бородатого старика с огромным мешком вдруг ввалившегося к ним на праздник. Нужен был посредник между детьми и Дедом Морозом.
Задумывались ли вы почему в современных детских празднованиях Нового Года к детям сначала выходит Снегурочка, подготовив детей к приходу Деда Мороза, а затем дети уже с нетерпением зовут его сами. Да, вы правы. Это продумано именно по той причине, чтобы дети не пугались Деда Мороза.
Но когда и кто ввёл персонаж Снегурочки — помощницы Деда Мороза?
В конце 30-х годов XX века Снегурочка появляется на детских праздниках. Первоначально эту роль играла маленькая девочка, ровесница веселящихся детей. Считали, что маленькая Снегурочка станет посредником между детьми и Дедом Морозом. А если Снегурочка не боится Деда Мороза, значит он добрый и его не надо бояться.
Дед Ёлкич в конце XIX века в России.
Дед Мороз и Снегурочка середины 30-х годов XX века.